65 ЛЕТ НАЗАД В СССР НАЧАЛОСЬ ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ
И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ
В середине 50-х годов прошлого века, в пору моего детства, это слово было, пожалуй, самым популярным. Оно звучало в людских разговорах, с высоких трибун, на коммунальных кухнях. И нередки были случаи, когда мы, дворовая детвора, всей ватагой провожали кого-то из соседнего дома в дальнюю дорогу – в казахстанские степи, на целину, где намечалась битва за «большой хлеб», так необходимый стране, народу. Как пелось в песне: «Партия велела – комсомол ответил: «Есть!»
С раннего детства помню эту задорную песню, которая в те годы звучала по Всесоюзному радио по нескольку раз за день:
«Мы пришли чуть свет
Друг за другом вслед.
Нам вручил путёвки
Комсомольский комитет.
Едем мы, друзья,
В дальние края,
Станем новосёлами
И ты, и я».
Помню также (это было уже позже), как на сельской улице, напротив дома моих дедушки и бабушки, лихо играл на гармошке соседский парень, гордо демонстрируя односельчанам медаль «За освоение целинных земель», красовавшуюся у него на лацкане пиджака. Мы с восторгом разглядывали его награду. Кому-то удавалось даже потрогать её руками…
Послевоенное сельское хозяйство в нашей разорённой врагом стране восстанавливалось трудно. Не хватало зерновых, продуктов животноводства. Это крайне заботило партию коммунистов. И вот в 1954 году на февральско-мартовском пленуме ЦК КПСС было решено для быстрого увеличения производства зерна в течение ближайших лет освоить в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья 13 млн га целинных и залежных земель, создать там зерновые совхозы. Нехватка зерна была острой. В 1953 году, например, было собрано зерновых меньше, чем в предвоенном 1940 году. Откликнувшись на призыв партии, более 500 тысяч юношей и девушек из разных городов и сёл страны отправились в необжитые места.
Эта работа велась и во Владимирской области. Итоги пленума ЦК были обсуждены на пленуме обкома партии и в комсомольских организациях. Многие коммунисты и комсомольцы подали заявления с просьбой направить их на освоение целинных и залежных земель.
«Мы считаем нашим комсомольским долгом помочь родной партии освоить целинные и залежные земли Алтайского края. Там есть где приложить молодые руки, комсомольский задор. Будем работать, строить со всем жаром юных сердец. Мы безгранично рады, что на нашу долю выпало большое счастье – строить полную изобилия жизнь на обновлённой земле. Едемте вместе с нами, дорогие друзья!» Такое письмо прислали в областную молодёжную газету «Сталинская смена» комсомольцы паровозного депо станции Владимир Анатолий Зубарев, Павел Бронников, Геннадий Кузнецов и их товарищи.
«Наша комсомольская совесть не позволяет нам оставаться в стороне от такого большого дела. Следуя примеру наших старших товарищей, построивших в тайге Комсомольск, воздвигнувших Магнитогорск и Днепрогэс, мы решили, не страшась никаких трудностей, ехать на освоение залежных земель», – это строки из обращения комсомольцев Ковровского экскаваторного завода. Примерно такими же словами выражали свои чувства молодые рабочие Владимирского тракторного завода и завода «Автоприбор», других предприятий не только областного центра, но и Мурома, Вязников, Коврова, Александрова…
Не отставали от парней и девчата. Вслед за юношами девушки стали обращаться в комсомольские органы с просьбой отправить их на целину. Работница Владимирской трикотажной фабрики Любовь Малышева в своём заявлении написала: «Пусть и моя доля труда будет вложена в урожай целины. Я приложу все свои знания, силы и умение, чтобы с честью выполнить задание партии». Комсомолки города Собинки прядильщица фабрики «Комавангард» Тоня Родина, ткачихи Селищева, Яковлева и Панковская в райком комсомола пришли за путёвками самыми первыми.
16 марта 1954 года во Владимире прошли торжественные проводы комсомольцев, направлявшихся на целину. Их, посланцев из всех городов и районов области, теплыми словами напутствовал первый секретарь обкома КПСС А. Н. Кидин. Около шестисот добровольцев отправились на поезде, украшенном лозунгом «Едем осваивать целинные земли», в Барнаул.
Желающих поехать на освоение целины было так много, что комсомольских путёвок не хватало. В Вязниках, например, в горкоме ВЛКСМ скопилось около трёхсот заявлений, а путёвок ЦК комсомола выделил только 80. И так было во всех городах и районах области. Юноши и девушки «бомбардировали» ЦК ВЛКСМ, требуя дополнительные направления. Энтузиазм молодых зашкаливал, несмотря на то, что первые переселенцы с лихвой хватили трудностей на новых местах. Вот что писали землякам комсомольцы Владимирского депо: «Работаем в Пуштулимской МТС Елцовского района, в 180 километрах от Бийска. Когда добирались до совхоза, то это расстояние прошли пешком через огромные сугробы и намёты, так как машины не могли пройти. Все учимся на курсах комбайнёров, приходится заниматься по 12 часов в сутки».
По комсомольским путёвкам на целинные земли из города Владимира в 1954 году выехали 244 человека. Они стали основателями совхоза имени Пржевальского. Осваивать новые места отправились также 110 выпускников училища механизации сельского хозяйства. В следующем году ещё 250 комсомольцев областного центра пополнили ряды целинников.
Сегодня, спустя десятилетия, можно, конечно, по-разному относиться к самой идее освоения целинных и залежных земель. Её горячим сторонником был тогдашний первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв. Соратники по партии его поддержали, хотя и высказывались мнения противоположные. Тогдашний первый заместитель Председателя Совета министров и министр иностранных дел СССР В. М. Молотов впоследствии рассказывал, что был за то, чтобы все эти мощные ресурсы страны направить не на целину, а в родное Нечерноземье. Была даже дискуссия: развивать сельское хозяйство интенсивным или экстенсивным путём. Доводы за интенсификацию были вроде бы убедительными, но возобладала точка зрения руководителя партии, и страна пошла по экстенсивному пути развития сельхозпроизводства.
После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн га земли по плану оказалось распахано 33 млн га. В рекордном урожае зерновых 1956 года, достигшем 125 млн т, доля целинного хлеба составляла около 40 процентов. О делах первопроходцев-целинников, о их самоотверженном труде, о самой настоящей битве за хлеб ярко и образно рассказал в своих воспоминаниях Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, который в середине 50-х годов руководил республиканской партийной организацией Казахстана.
Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты на переброску техники, горючего, стройматериалов, отсутствие складских ёмкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Из виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи. Нарушение экологического равновесия, ветровая эрозия почвы привели в начале 1960-х годов к резкому падению производительности земледелия на целинных землях. Из-за ветровой эрозии почв часть освоенных земель даже пришлось перевести в пастбища.
На освоение залежных земель шли огромные ресурсы страны: за 1954-1961 годы целина поглотила 20 процентов всех вложений СССР в сельское хозяйство. Из-за этого аграрное развитие традиционных российских районов земледелия основательно затормозилось. На целину отправляли значительное количество производимых в стране тракторов и комбайнов, практиковались сезонные командировки механизаторов на посевные и уборку урожая.
С начала 60-х годов в целинных районах начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 года, когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствия закупить за границей 12 млн тонн зерна на 1 млрд долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала, и если в 1954-1958 годах средняя урожайность была 7,3 центнера с гектара, то в 1961-1965 годах – 6,1.
И всё же освоение целинных земель сыграло огромную роль в пополнении зерновых запасов страны. От 250 миллионов пудов в год Казахстан быстро перешёл к сбору одного миллиарда пудов. Помимо урожаев с казахстанской целины всесоюзный урожай пополняли теперь сборы с залежных земель Алтая, Урала и других регионов РСФСР. Там, где прежде была лишь степь, выросли крупные сельскохозяйственные предприятия, возникли новые населённые пункты.
Отличительная черта той эпохи – массовый энтузиазм, особенно в среде молодёжи. Причём энтузиазм существовал не только в лозунгах, призывах и маршах, а и в сознании реальных советских людей. В стране сложились социально-психологические условия, когда массовый энтузиазм, подкреплённый заинтересованностью в скорейшем решении социальных проблем, а также материальными стимулами, мог дать действительно экономический и политический эффект.
Третий орден Ленина на знамени Всесоюзного комсомола, которым он был награждён в 1956 году, – это награда за освоение целины, это признание заслуг советской молодёжи в деле коммунистического строительства. Энтузиазм и самоотверженность молодых, родившиеся на стройках Днепрогэса и Магнитки, окрепшие на восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, особенно ярко раскрылись в борьбе за урожай зерновых на целинных и залежных землях, чтобы потом энергично и весомо прозвучать на комсомольских стройках автогиганта на Каме – «КамАЗа», Байкало-Амурской магистрали, животноводческих комплексов Нечерноземья. И новое поколение комсомольцев пело: «Нам поднять не раз ещё придётся новых дел большую целину!» Это было время созидания, время надежд. Но сегодня мы живём в другую эпоху…
Михаил ЗАРОКОВ.
Write a comment