Звание Героя Российской Федерации присвоено одному из самых известных бойцов спецназа времён СССР, нашему земляку полковнику Владимиру Павловичу Ковтуну. Награда нашла офицера спустя тридцать лет после совершённого им подвига.
Суть ратного подвига Владимира Ковтуна заключается в следующем. Американцы поставляли моджахедам ПЗРК «Стингер» нового поколения, стремясь лишить советскую авиацию господства в воздухе. И эти поставки действительно оказались очень эффективными. Советская авиация начала нести большие потери. Поэтому захват первого образца ПЗРК «Стингер» решал для СССР сразу две задачи. Он позволял обвинить США в непосредственном снабжении моджахедов оружием, а также предоставить советским учёным новейший американский ПЗРК, чтобы разработать средства защиты от него.
И тогда министр обороны СССР маршал Сергей Соколов объявил, что за захват первого образца этого оружия исполнителям будет присвоено звание Героя Советского Союза.
Владимир Ковтун вспоминает:
– Сначала летели на юго-запад вдоль бетонки. Потом свернули влево и вошли в ущелье. Внезапно на дороге обнаружили трёх мотоциклистов. Увидев наши вертушки, они быстро спешились и открыли огонь из стрелкового оружия, а также сделали два беглых пуска из ПЗРК. Но мы сначала эти пуски приняли за выстрелы из РПГ. Это был период, когда слаженность действий экипажей вертолётов и групп специального назначения была близка к идеальной. Лётчики сразу сделали резкий вираж и подсели. Уже когда покидали борт, командир успел нам крикнуть: «Они из гранатомёта стреляют». «Двадцатьчетвёрки» прикрывали нас с воздуха, а мы завязали бой на земле.
По словам Ковтуна, в том бою они уничтожили 16 человек. Судя по всему, «духи» решили на одном из холмов организовать засаду ПВО и часть из них была уже на месте для обеспечения охраны позиции, а на мотоциклах прибыли обученные операторы с ПЗРК.
– За одним из «духов», у которого в руках была какая-то труба и кейс типа «дипломат», погнался я и двое бойцов, – рассказывает дальше герой. – Он меня интересовал прежде всего из-за «дипломата». Ещё и не предполагая, что труба – это пустой контейнер от «Стингера», я сразу почувствовал, что там могут быть интересные документы».
Однако «дух» очень быстро бегал, и когда расстояние между ним и Ковтуном увеличилось, Владимир вспомнил, что он мастер спорта по стрельбе и «дух» вряд ли сможет бежать быстрее пули...
В кейсе оказались документы на поставку партии ПЗРК «Стингер» от США до Пакистана. Эти документы были неопровержимым свидетельством снабжения США моджахедов новейшим оружием.
Почему же не выполнили приказ министра обороны и не дали бойцам обещанные звёзды Героев Советского Союза вовремя? На этот вопрос ответил сам Владимир Ковтун:
– К Герою решили представить меня, моего командира Евгения Сергеева, Соболя – командира борта, на котором мы летели, и одного сержанта из досмотровой группы. Для оформления представления на Героя положено фотографировать кандидата. Нас четверых сфотографировали и... в конце концов ничего не дали. За что не дали вертолётчику Героя, до сих пор не знаю. Наверное, он тоже был в опале у своего командования. Хотя, на мой взгляд, ничего особо героического мы тогда не совершили, но факт остаётся фактом. Первый «Стингер» взяли мы.
Сейчас полковник Ковтун работает директором птицефабрики в Александровском районе.
Газета "За правое дело" № 4, 2019 г.
Write a comment